Загрузка...
 
Печать
ИГРОКОДИНГ  »  ИГРОКОДИНГ: Учебный курс  »  Введение (общее)  »  Готовим дизайн-документ игры

Готовим дизайн-документ игры


В данной статье нет ни единой строки кода, т.к. дизайн-документ представляет собой обычный текстовый документ с детальным описанием будущей игры. Начинающие игрокодеры часто им пренебрегают. Тем не менее, мировая практика доказывает, что наличие дизайн-документа очень важно на любом этапе разработки игры. Без него в игрокодинге не обойтись. Даже при создании небольших инди-проектов.

Дизайн-документ игры(external link) (Game Design Document) - это детальное описание разрабатываемой компьютерной игры. Диз. док. создается и редактируется командой разработчиков и в основном используется в индустрии видеоигр для организации работы разработчиков. Документ создается в результате сотрудничества между дизайнерами, художниками и программистами как руководство, которое используется в процессе разработки. Когда издатель поручает создание игры разработчикам, команда разработчиков должна создать документ, который часто связан с соглашением между издателем и разработчиком; разработчики должны придерживаться дизайн документа во время процесса формирования игры.
По теме дизайн-документирования написана не одна сотня книг. Почти все они на иностранных языках и никогда не издавались в России. Так вот, в каждой из них утверждается, что без дизайн-документа невозможно создать сколько-нибудь полноценную игру. Это всё равно что начать строительство многоэтажного дома, не вырыв предварительно котлован для его фундамента.
Дизайн-документ, как правило, создаётся по определённым правилам и имеет чёткую структуру.

Для примера рассмотрим основные пункты дизайн-документа гипотетической игры в жанре стратегия в реальном времени (Real Time Strategy)1. Содержание дизайн-документа может отличаться даже у игр одного жанра. Но есть пункты, присущие играм всех жанров.

Основы написания сюжета (story) игры

Какая игра обходится без сюжетной линии и предыстории (background story), предшествовавшей цепочке событий, имеющих место в игре? Это всё равно что герои книжного романа, появившиеся из ниоткуда.

Жанр сюжета (The Story Theme)

Первым делом стоит определить тематику игры. Вот несколько вариантов тем и жанров для примера:

  • Научная фантастика (Science fiction)
  • Средневековье (Medieval)
  • Вестерн (Western)
  • Постапокалипсис (Post-apocalyptic)

Существует множество других тем и вселенных, в рамках которых разворачивается сюжет игры. Основная идея здесь - выбрать одну из них и уже с ней работать. Возьмём к примеру игру "Star Wars: Galactic Battlegrounds", основанную на известной книжной саге "Звёздные войны" Джорджа Лукаса. Конечно, она относится к жанру научной фантастики.
Другой пример игровой вселенной - "Stronghold", где всё крутится вокруг создания своих средневековых зАмков и захвата чужих. Рекомендуем выбирать тему сюжета, которая в самом деле нравится и интересна. Так новые идеи будут приходить куда быстрее.

Элементы сюжета

Существует два основных элемента без которых не обходится написание любого сюжета:

  • фабула (plot);
  • цель (purpose).

Каждый из них очень важен. И, прежде чем переходить к другим элементам дизайн-документа, удостоверься, что у тебя обязательно присутствуют эти два.

Фабула (plot)
У любого хорошего сюжета обязательно есть фабула (или "зачин"). И игровой сюжет здесь не исключение. Фабула придаёт сюжету глубину и значимость. Игроки более мотивированы играть и выигрывать, когда у них есть причины для этого. Один из лучших примеров этого - игра "Command & Conquer" (Westwood Interactive). В ней братство NOD сражается с альянсом GDI за контроль надо полями тиберия (tiberium; что-то вроде ядовитого минерала). Если из игры убрать тиберий, то игроки будут немало удивлены, зачем вообще NOD и GDI сражаются друг с другом.
Фабула определяет серию событий, ведущих к главной цели игры. Наличие фабулы даёт твоему дизайн-документу и игре вцелом хорошую сюжетную подоплёку (story foundation), с которой будет вестись работа. На чём бы ни была основана фабула, будь то война, обман (deception) или даже финансы, - она безусловно очень важна.
Цель (purpose)
Сюжет игры, помимо прочего, даёт игрокам цель, которую надо достичь, выиграв. Точно также как и фабула даёт бэкграунд-информацию об игре, так и цель даёт информацию, пробуждающую "аппетит" к победе в игре. Игра понравится игрокам намного больше, если её снабдить хорошей бэкграунд-историей, которая, в свою очередь, чётко обозначает поставленные цели. Лучше если цель не ограничивается одним лишь достижением военных побед, так как сама по себе она в этом случае становится очень незначительной. Постарайся придумать цель которая в самом деле мотивирует и вознаграждает игрока, которая состоит из нескольких менее значимых задач.

Уже этих двух компонентов достаточно, чтобы набросать черновик, который позднее разрастётся в полноценный сюжет будущей игры.

Обозначаем игровые задачи (objectives)

Когда сюжет готов, мы можем на его основе обозначить непосредственные игровые задачи, вытекающие из главной цели игры. Раз у игрока есть главная цель (purpose), то каковы же задачи (goals)? Наличие хорошо продуманных задач очень важно для игр многих жанров (Action, FPS, стратегии и др.). Ты же не хочешь, чтобы в процессе игры игрок без конца задавался вопросом "что тут нужно делать?"? Лучший способ обозначить игровые задачи - это выписать основную идею победы и затем разделить её не несколько простых шагов.
Возьмём, к примеру, небезызвестную игру "Warcraft" (Blizzard Entertainment). В ней основная цель - побороть орков или людей, в зависимости от того, за какую расу играет игрок. Пока всё звучит довольно просто, так что давай разобъём эту цель на более простые задачи (goals).
Первая задача - построить город, пригодный для создания армии. Эта задача, в свою очередь, состоит из нескольких других подзадач (subgoals), как например постройка адекватного жилья, сбор необходимых ресурсов, а также покупка необходимых апгрейдов для инвентаря. И вот, набор игровых задач готов! Погружаясь в игру с головой, обнаруживаешь множество других задач, которые прямо или косвенно ведут игрока к победе. Важно чтобы этот набор был максимально простым. Большинство игроков отнюдь не жалют сотни внутриигровых задач. Принимая это во внимание, начинаешь осознавать, что самая продаваемая стратегическая игра всех времён и народов обладает довольно простым набором внутриигровых задач.

Изучаем сюжет игры "Empire Earth" (Sierra Inc.)

На основе вышеизложенного материала разберём сюжет игры Empire Earth(external link) и выделим из него несколько игровых задач (objectives). За основу возьмём задачи одиночного режима против компьютера (single player skirmish).

Описание (Description)

Игра "Empire Earth" очень похожа на "Age of Empires" (Microsoft). Здесь игрок развивает цивилизацию в течение нескольких эпох (Каменный век, Тёмное время, Средневековье и др.) Основное отличие "Empire Earth" от своего более старшего собрата заключается в том, что ты развиваешь свою цивилизацию намного глубже и дольше, чем в "Age of Empires". Фактически можно развиться до технологий будущего. В игре есть несколько задач.
Игроку необходимо не только строить свою цивилизацию на протяжении нескольких эпох, но и вести войны с другими цивилизациями до тех пор, пока тот не выйдет из них единственным победителем. Существует много способов победить в игре. Один из самых широко применяемых - военный поход с целью стереть врагов с лица Земли.

Начальные задачи (Early goals)

Игра начинается незатейливо. Перед игроком небольшая столичная деревушка с пригоршней жителей (citizens). В таком виде цивилизация явно долго не протянет. Одной из первых задач является сбор ресурсов для развития города. В свете того, что местные здания строятся из дерева, очевидно, что первой задачей будет отправить граждан в лес для рубки близлежащих деревьев.
Из этой задачи вытекает другая. Что поможет быстрее и эффективнее валить лес? Самое простое - увеличить число граждан, занятых на лесоповале. Вариант покупки бензопил для пещерных людей не рассматривается.
Обратной стороной покупки дополнительных граждан является то, что для них потребуется больше еды. Как видим, еда также является жизненно необходимым (vital) ресурсом. Поэтому игрок всё время балансирует между увеличением числа рабочих и объёмов производимой еды. Задачи по увеличению численности рабочих и наращиванию производства еды для них называются взаимозависимыми (interdependent).
В процессе развития, игрок понимает, что для полноценного развития инфраструктуры города также необходимы другие ресурсы. Главные из них - железо (iron) и золото (gold). Без них игрок не сможет покупать многие вещи, без которых невозможно выжить. Таким образом дописываем ещё одну цель - добыча железа и золота.

Ключевые задачи (Milestone goals)

Игра "Empre Earth" начинается в доисторический период. Для перехода в следующую эпоху необходимо собрать определённое количество еды. Это вполне логично: развитие цивилизации невозможно без достаточного количества съестных припасов. Когда цивилизация готова перейти в очередную эпоху, игрок тратит необходимые для этого ресурсы и ждёт какой-то короткий промежуток времени. Самое приятное, что после перехода в новую эпоху игрок получает возможность строить новые виды зданий и сооружений, которые, в том числе, позволяют тренировать улучшенных пехотинцев. Значит перейти в очередную эпоху является т.н. ключевой задачей. Всего в игре "Empire Earth" представлено 13 эпох. Каждая из них даёт определённые преимщества игроку и развивает игровой процесс (gameplay). Несмотря на то, что ключевые задачи - это море веселья, их не должно быть много. Сведя количество ключевых задач к минимуму, ты не позволишь игроку зпутаться в них. Прожжённые игроки, конечно, не тупые. Но ты должен создать игру, начать играть в которую будет интересно любому.

Конечные задачи (Finihing goals)


Источники


1. Todd Barron. Strategy Game Programming with DirectX 9.0. - Wordware Publishing Inc. 2003

ИГРОКОДИНГ  »  ИГРОКОДИНГ: Учебный курс  »  Введение (общее)  »  Готовим дизайн-документ игры

Contributors to this page: slymentat .
Последнее изменение страницы Пятница 12 / Октябрь, 2018 15:06:21 MSK автор slymentat.

Помочь проекту

Яндекс-деньги: 410011791055108