Загрузка...
 

Gmax: Установка и настройка экспорта .X-файлов


Введение

В 2004 году компания Discreet выпустила сильно урезанный, но зато совершенно бесплатный вариант своего пакета 3D Studio Max 4.0, назвав его Gmax(external link). В Gmax отсутствуют модули рендеринга, продвинутой анимации (хотя простая анимация всё-таки поддерживается) и много чего ещё. Но создавать 3D-объекты из базовых примитивов и редактировать их в нём вполне возможно. В 2006 году поддержка Gmax была прекращена, поэтому с тех пор он ничуть не изменился.
Gmax стал популярным сразу после появления для него специальных дополнений (т.н. GamePack-ов), позволяющих экспортировать модели во внутренние форматы той или иной игры. Наиболее популярными в своё время были GamePack-и для игр Microsoft Flight Simulator 2004, Battlefileld 2, Neverwinter nights и др. Исходя из заголовка данной статьи, нам Gmax интересен своими возможностями по экспорту моделей во внутренний формат DirecX, имеющий расширение .x . По умолчанию он умеет сохранять модели только в свой внутренний формат .gmax, который, в принципе, нигде не применяется и никому не интересен. Помимо этого в нём можно создавать контент для нескольких профессиональных игр, которые имеют собственные GamePack-и. Так вот, в GamePack-е игры Microsoft Flight Simulator 2004 был обнаружен вполне рабочий .X-экспортер. Именно им мы и воспользуемся.

Нам потребуется следующее ПО:

НАЗВАНИЕ ОПИСАНИЕ ЗАГРУЗКА И УСТАНОВКА
Gmax Официально бесплатная (для некоммерческого использования) программа для создания и редактирования 3D-моделей. На английском. Работает на любой ОС семейства Windows не старше XP Берём здесь: https://www.turbosquid.com/gmax(external link). После установки запускаем приложение с помощью ярлыка на Рабочем столе. При первом запуске запрашивает идентификатор пользователя. Ссылка для его получения устарела. Поэтому архив с необходимыми reg-файлами ищем в Гугле по запросу "Gmax v1.2 Registration Utility" либо забираем отсюда: https://neverwintervault.org/project/nwn1/other/tool/gmax-12-registration-workaround(external link). После скачивания открываем архив и последовательно запускаем два файла с расширением .reg, согласившись на добавление информации из них в реестр вашей ОС.
makemdl.zip MakeMDL для MS Flight Simulator 2004 (FS9.00). Программа для конвертации моделей в формат игры MS Flight Simulator 2004 Берём здесь: https://yadi.sk/d/vnjyezMc3LBjk4(external link). Архив ZIP. Объём прибл. 500 Кб. Распаковывать в любой каталог на жёстком диске.
FSModelExp.zip FS Model Exporter для Flight Simulator 2004. DLE-плагин для экспорта моделей из 3D Studio Max в игру Flight Simulator 2004 Берём здесь: https://yadi.sk/d/vZqIFzEI3LBkqs(external link). Архив ZIP. Объём прибл. 81 Кб. Распаковывать в любой каталог на жёстком диске.
MDLCommander.zip MDLCommander v1.03 Является программным интерфейсом между плагином FSModelExp.dle и MakeMDL.exe Берём здесь: http://docmoriarty.com/msfs/de/(external link). Архив ZIP. Объём прибл. 20 Кб. Распаковывать в любой каталог на жёстком диске.
Middleman13beta3.zip Middleman представляет собой GUI-интерфейс к утилите командной строки MDLCommander Берём здесь: https://yadi.sk/d/Jz48L_I-3LBqU3(external link). Архив ZIP. Объём прибл. 92 Кб. Распаковывать в любой каталог на жёстком диске.

Установка Gmax

Gmax - официально бесплатен и его без труда можно найти в любом поисковике, либо скачать последнюю версию 1.2 с официального сайта https://www.turbosquid.com/gmax(external link). (Вообще, это Shareware, требующее обязательной регистрации на сайте уже ныне не существующей Discreet. Но об это читай чуть ниже.) О возможностях программы хорошо говорит подборка уроков gmax12_tutorials.exe, предлагаемая на этой же веб-странице (всё на английском).
Скачанный дистрибутив Gmax занимает в районе 19 Мб - сущий пустяк по сравнению с пробной версией 3DS Max "весом" в 5 гигабайт.

  • Устанавливаем Gmax. Здесь всё просто (хоть и на английском). Достаточно интуитивно нажимать Next на каждом из экранов программы установки.

По умолчанию Gmax устанавливается в каталог C:\gmax, а на Рабочем столе появляется ярлык программы.

  • Запусти Gmax.

Самое страшное, что при первом запуске Gmax требует ввода идентификатора пользователя сайта Discreet. Но Discreet с потрохами купила Autodesk и при попытке запроса "ключика" происходит автоматический переход на сайт последней. Проблемой уже озадачились миллионы пользователей и в качестве решения были экспортированы заветные reg-файлы реестра с компьютера с успешно зарегистрированным Gmax. Архив с этими регами нетрудно найти в Гугле по запросу "Gmax v1.2 Registration Utility" либо забрать отсюда: https://neverwintervault.org/project/nwn1/other/tool/gmax-12-registration-workaround(external link).

  • Закрываем окно Gmax (сейчас от него толку мало).
  • Скачиваем архив gmax_registration_workaround.zip с .reg-файлами для Gmax отсюда: https://neverwintervault.org/project/nwn1/other/tool/gmax-12-registration-workaround(external link).
  • После скачивания открываем архив с reg-файлами и последовательно запускаем оба файла с расширением .reg, содержащиеся в нём, согласившись на добавление информации из них в реестр вашей ОС.
  • Снова запускаем Gmax.

В этот раз всё стартует без лишних вопросов (если не считать nag-screen с предложением обновить текущую версию программы; в этом случае просто жмём Continue).

Рис.1 Интерфейс Gmax во многом копирует 3D Studio Max
Рис.1 Интерфейс Gmax во многом копирует 3D Studio Max

Первое знакомство

Интерфейс Gmax практически полностью скопирован с классических версий 3D Studio Max (см. Рис.1). Научишься работать в Gmax - без труда перейдёшь на 3D Studio Max. И наоборот. Уроков по Gmax в Интернете не так много. Зато по 3D Studio Max (ныне переименована в 3DS Max) - хоть отбавляй. Многие из начальных уроков по 3D Studio Max вполне применимы к Gmax. Та же ситуация из бумажными учебниками.
Цифрами в красных кружках на Рис.1 обозначены элементы интерфейса:

  1. Окна проекций. Отображают сцену с разных сторон (спереди, сверху, слева, в перспективе и т.д.).
  2. Панель инструментов. На ней много разных кнопок быстрого вызова часто используемых инструментов.
  3. Командная панель (Command panel). Применяется для создания объектов и их модифицирования. На первой же вкладке видны кнопки с названиями примитивов (Box, Sphere, Cone и др.)
  4. Панель меню. Во всплывающих меню продублированы большинство команд командной панели и панели инструментов.
  5. Строка ввода команд MaxScript - встроенного языка макрокоманд 3D Studio Max (сильно урезан в Gmax).
  6. Панель управления анимацией.
  7. Панель навигации. Позволяет вращать, приближать, отдалять изображение сцены во вьюпортах.

А теперь за дело!

  • Создай любой примитив, нажав одну из кнопок в командной панели на вкладке Create и "протащив" мышью в любом из вьюпортов.

Если предыдущее предложение для тебя осталось загадкой, срочно гугли видеоуроки по запросу "3D Studio Max создание примитивов". Там, в принципе, всё просто.

  • Выбери в меню File -> Save as (Сохранить как).

В появившемся диалоговом окне во всплывающем списке расширений предлагается только формат .gmax, который сейчас особо нигде не используется и мало чем интересен.

  • Закрой диалоговое окно "Save file as" нажав кнопку "Отмена".

С пунктом меню File -> Export (Экспортировать) - та же история. Программа предлагает экспортировать сцену в один лишь малоизвестный формат Plasma (.P3D).

Рис.2 Файлы, добавленные в подкаталог plugins рабочего каталога Gmax
Рис.2 Файлы, добавленные в подкаталог plugins рабочего каталога Gmax
Рис.3 Выбираем опции для сохранения .X-файла
Рис.3 Выбираем опции для сохранения .X-файла

Настройка экспорта .X-файлов

Формат файлов .x, предлагаемый Microsoft как базовый для хранения 3D-сеток DirectX, широко применяется во многих игровых движках (Panda 3D, Irrlicht и др.). Файлы .x могут иметь как текстовую (открываются и редактируются в любом текстовом редакторе), так и двоичную структуру. Настроить Gmax на экспорт моделей в формат .x сложно, но всё-таки можно.
ОК, приступаем.

  • Скачай makemdl.zip и разархивируй файл makemdl.exe в подкаталог plugins каталога c установленным Gmax (по умолчанию C:\gmax\plugins).
  • Переименуй разархивированный файл makemdl.exe в mkmdl.exe
  • Скачай FSModelExp.zip и разархивируй файл FSModelExp.dle в подкаталог plugins каталога c установленным Gmax (по умолчанию C:\gmax\plugins).
  • Скачай MDLCommander.zip и разархивируй файл mdlcommander.exe в подкаталог plugins каталога c установленным Gmax (по умолчанию C:\gmax\plugins).
  • Переименуй разархивированный файл mdlcommander.exe в makem.exe
  • Скачай Middleman13beta3.zip и разархивируй содержащуюся в нём папку Middleman13beta3 в любое место на жёстком диске (например на Рабочий стол Windows). Скопируй содержащийся в нём файл makemdl.exe в подкаталог plugins каталога c установленным Gmax (по умолчанию C:\gmax\plugins).


После всех манипуляций содержимое каталога ../gmax/plugins будет выглядеть примерно так, как показано на Рис.2 (добавленные файлы выделены красной рамкой).

Проверка

  • Запусти Gmax и создай в нём любой примитив (куб, примитив или др.).
  • Выбери в панели меню File -> Export (Экспортировать).


Появится диалоговое окно экспорта "Select File to Export". В нижней его части во всплывающем списке поддерживаемых форматов появятся 3 новых пункта:

  • Flightsim Cloud (*.CLD)
  • Flightsim Scenery Object (*.MDL)
  • Flightsim Aircraft Object (*.MDL)

  • Выбери пункт Flightsim Aircraft Object (*.MDL), укажи любое имя файла и любой каталог для сохранения (например, Рабочий стол). Жми "Сохранить".

После предупреждения о несовпадении единиц измерения, появится диалоговое окно Middleman-a.

  • Во вкладке Options отметь галками пункты "Save X File" и "No Compile" (см. Рис.3). Жми кнопку "Go!!".

Готово!

Полученный файл с расширением .x можно просмотреть с помощью специальной программы-просмотрщика DXViewer. До 2009 г. такой просмотрщик входил в стандартный набор утилит DirectX SDK. В последней версии DirectX SDK (Июнь 2010 г.) его убрали. Видимо за ненадобностью...
Сейчас слегка усовершенствованную версию DX Viewer-а можно скачать здесь: http://www.cgdev.net/axe/download.php(external link).

Заключение

По заверениям неизвестного автора с ныне несуществующего веб-сайта d217859.bo21.bootlegweb.com, посвящённому программированию игр на движке irrlicht, подобным образом Gmax способен сохранять полигональные сетки с текстурами и даже с анимацией.
Напомним, что Gmax не поддерживает масштабирование (scaling), поэтому конвертация единиц измерения целиком остаётся на совести программиста.

===
При цитировании статьи просьба указывать ссылку на данную веб-страницу.


Contributors to this page: slymentat .
Последнее изменение страницы Понедельник 24 / Июль, 2017 10:16:36 MSK автор slymentat.

Последние комментарии

No records to display

Хостинг